Ассоциация развития реабилитации, физиотерапии и абилитации.

Кинезиотерапия

Упражнения ЛФК представляют собой довольно унифицированные эргономичные кинезиотерапевтические модули в основе которых, так или иначе лежит отдельно программируемое движение, либо их комбинация. Унификация – одно из ключевых достоинств лечебно-физкультурных и оздоровительных упражнений. Те или иные виды упражнений могут применяться с одинаковым успехом у пациентов с различной патологией, но при этом со схожим функциональным дефицитом. Задача специалиста лечебной физкультуры из широкого спектра кинезиотерапевтических модулей выбрать для пациента именно те упражнения, которые окажутся наиболее эффективны и безопасны на данном конкретном этапе реабилитации, с учетом наличия у пациента той или иной основной и сопутствующей патологии. Таким образом, несмотря на схожесть различных вариантов упражнений, подход к каждому пациенту должен быть строго персонифицирован.

К основным принципам применения методов кинезиотерапии относятся:

  • Индивидуальный (персонифицированный) подход к каждому пациенту.
  • Междисциплинарность при построении реабилитационных программ.
  • Всеобъемлющий детализирующий топический диагноз.
  • Уточнение характера двигательных расстройств (объем активных и пассивных движений, сила и тонус мышц, мануальное мышечное тестирование, электронейромиография (ЭНМГ), стабилометрия и др.) и функциональное тестирование.
  • Определение объема суточной двигательной активности и оценка особенностей двигательного режима.
  • Тщательное нейропсихологическое обследование.
  • Мониторное наблюдение за состоянием сердечно-сосудистой системы (электрокардиография (ЭКГ), контроль артериального давления (АД), частоты сердечных сокращений (ЧСС)), цель которого – адекватно оценить состояние пациента, а также динамично управлять процессом реабилитации.
  • Непрерывность и преемственность на всех этапах «амбулаторий – стационар – центр реабилитации – санаторий».
  • Максимально раннее, активное и интенсивное проведение мероприятий по медицинской реабилитации.
  • Социально-бытовая и профессиональная направленность.
  • Объективизация, динамический контроль, оценка эффективности мероприятий по медицинской реабилитации.

Методики проведения индивидуальных занятий

В зависимости от имеющегося у пациента неврологического синдрома методики проведения индивидуальных занятий будут иметь свои особенности.

Гемипарез: методика проведения занятий во многом схожа с методикой ЛФК при остром нарушении мозгового кровообращения (ОНМК). Все комплексы лечебной гимнастики ориентированы на выработку компонентов двигательных актов, используемых при самообслуживании, в бытовой и профессиональной деятельности. Особое внимание уделяется контролю баланса и вертикальной позы. При выраженной спастике в начальной части занятий рекомендуется применять мобилизующие, растягивающие упражнения в сочетании с точечным массажем и приемами миофасциального рилизинга.

Неглект: зачастую сопутствует гемипарезу. Особое внимание уделяется пораженной стороне тела, в комплексах применяются приемы сенсорной активации, проприоцептивного облегчения для пораженной стороны. Занятия проводить перед зеркалом.

Парапарез: обязателен контроль состояния связочно-суставного аппарата нижних конечностей. Необходимо своевременно применять ортезирование для предупреждения гипермобильности. Для профилактики падений рекомендуется использование дополнительной опоры. В комплексах лечебной гимнастики акцент делается на работу мышц нижней части спины и брюшного пресса, ягодиц, квадрицепсов и передней группы мышц голени.

Тетрапарез: наиболее тяжелая категория пациентов. В отношении нижних конечностей методика аналогична методике при парапарезе, включаются дополнительные упражнения для разгибателей туловища (преодоление флексорной позы, активация дыхательной мускулатуры), контроля баланса стоя, укрепления разгибателей рук, восстановления мелкой моторики кистей. Пролонгированное использование дополнительной опоры при ходьбе (профилактика падений). Обязательно используются упражнения, направленные на улучшение координации, формирование комплексных двигательных актов.

Гемианопсия: занятия рекомендуется проводить перед зеркалом для осуществления визуального контроля за движениями. Применяются приемы сенсорной активации пораженной стороны.

Эпилептический синдром: все занятия проводятся в щадящем режиме, с осторожностью применяется дыхательная гимнастика (не допускать гипервентиляции) Исключаются упражнения, могущие причинить боль (мобилизующие упражнения при разработке контрактур и т.п.). Обстановка тихая, спокойная, не допускать на занятии резких звуков, яркого света, резких запахов. Персонал должен быть проинструктирован по оказанию первой помощи при эпилептическом приступе.

Снижение слуха: при выраженном снижении слуха занятия проводятся индивидуально. Движения демонстрируются либо самим инструктором, либо сначала выполняются пассивно здоровой конечностью, а затем повторяются пациентом.

Афазия и выраженные когнитивные нарушения: вне зависимости от характера и степени двигательных нарушений назначаются исключительно индивидуальные занятия.

Апраксия: постоянно проводится стимуляция спонтанной активности. Даются задания возрастающей степени сложности в виде последовательности двигательных действий. Применяются объектно-ориентированные упражнения (достать, дотянуться до мяча, подобрать с пола предмет и т.д.).